Иосиф Аронович Крывелев
«Христос: миф или действительность?»
Содержание
II. ЖИЛ ЛИ ОН В ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ?
Подходы и решения неприемлемые
Огульное утверждение по церковно-богословским соображениям
Мог ли он не быть?
Невозможное и возможное
Евангельская «биография» Христа
Внеевангельские данные
Возможный вариант — «кто-то прошел...»
Наиболее правдоподобный вариант
Мифологическое направление в христологии
III. ХРИСТОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА В СОВРЕМЕННОЙ БОГОСЛОВСКОЙ И ИСТОРИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ.
«Распад образа»
Держаться во что бы то ни стало!
Вместо истории — «сверхистория»
Правый и левый фланги богословской христологии
Вольнодумствующий патер о Христе
Как быть с биографией Иисуса?
IV. ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ.
Предисловие к html-версии книги И.А. Крывелева «Христос: миф или действительность?».
Эта книга, написанная в 1986 и опубликованная в 1987 в издательстве «Наука», является попыткой обзора всех основных концепций, которые окружают такую личность как Иисус Христос. В книге рассмотрены различные подходы к возможной историчности существования Христа, а так же взгляды, которые отстаиваются различными исследователями — от последовательно верующих, так и догматически отрицающих его возможное существование. После обзора, автор книги приводит различные исторические факты, которые так или иначе не вписываются в основные направления т.н. христологии.
Эта работа, как и книги И.А. Крывелева вообще, ценны, прежде всего, наличием огромного фактического материала. Несмотря на некоторую идеологическую направленность предлагаемой вниманию читателя книги и постоянные в ней ссылки на «коммунистические первоисточники», книга построена вполне добротно и заслуживает внимания.
Автор полностью не отрицает того, что прототип Христа мог существовать, и что последний лишь плод воображения низших слоев населения Римской Империи. Однако он придерживается вполне закономерного подхода — считать историчным не только того Христа, который описан в евангелиях, но и вообще какой-либо его прототип, не имея достаточного количества непротиворечивых фактов,— некорректно. Это не означает, что прототипа принципиально не было, это лишь вопрос вероятности: он мог существовать, а мог и нет. Поскольку фактов для существования Иисуса не достаточно, то признание историчности Христа с тем фактическим материалом, которым обладает история и археология на сегодняшний день, остается лишь объектом веры.
Книга расформатирована неравномерно — по частям. Так, первая часть занимает по объему 157 кб, еще меньше третья — 87, однако наибольший размер имеет вторая — 249 кб. Можно было бы разбить материал на отдельные равные куски, но в таком случае пришлось бы пожертвовать целостностью...
Интересующимся данной темой может быть любопытна также работа Руслана Хазарзара «Сын человеческий», которая обладает в некотором отношении более свежим материалом и не лишена своеобразия.
OCR, html © Skydger осень 39 — зима 40
Источник: http://skydger.olegern.net/life/kryvelev/jesus_myth/contents.html#frw_html |